Корпоративный спорт — это один из важных и эффективных инструментов корпоративной культуры, а также необходимая форма заботы о здоровье сотрудников.
Сейчас в сегменте корпоративного спорта доминируют крупные компании. Если десять лет назад wellbeing выглядел, как оплата абонемента в клуб и турниры по футболу/волейболу и хоккею, то теперь руководство выделяет средства на различные корпоративные соревнования, проводит велогонки и гонки, заплывы, забеги и другие виды спортивных мероприятий.
Под эти новости обычно создают отдельную корпоративную площадку. Часто совместные турниры организовываются между компаниями из одной сферы или бизнес-партнерами, поддерживая внутри коллектива здоровый командный дух.
Активно заходят компании и в фиджитал-спорт. Это уникальная возможность вложиться в здоровье сотрудников, используя новые инструменты – цифровизацию и геймификацию (игры). Это нескучно и увлекательно. Тренды помогают комфортно доносить до сотрудников пользу здорового образа жизни.
А среди сотрудников очень часто можно встретить людей, для которых спортивная карьера осталась нереализованной детской мечтой, и корпоративный спорт – это шанс закрыть их потребности.
Зачем нужен корпоративный спорт?
Интерес к спорту у жителей России вырос пару лет назад на волне ковидных ограничений. Со временем популярность тренировок в домашних условиях снизилась, но запрос на занятия спортом у людей остался.
Ведь некоторые виды спорта (например, легкая йога, пилатес, дыхательные практики, МФР, плавание, скандинавская ходьба, бег, боевые практики и другие) помогают сотрудникам поддерживать как физическое, так и эмоциональное здоровье на высоком уровне.
Регулярные занятия спортом положительно влияют на производительность сотрудников. Так считают 79% предпринимателей по результатам исследования мнения собственников и руководителей бизнеса, проведенного Аналитическим центром НАФИ еще два года назад.
Руководители компаний назвали ключевые преимущества для работы, к которым приведет корпоративный спорт. На первом месте — сплочение коллектива (82%), на втором — повышение производительности труда (73%), замыкает тройку лидеров — рост привлекательности компании как работодателя (73%).
Улучшает продуктивность
Здесь важно то, что занятия спортом увеличивают кровообращение, что позволяет большему количеству кислорода насыщать мозг, улучшать ментальную активность и концентрацию внимания, что существенно влияет на работоспособность человека, который проводит рабочий день в офисе.
Сокращает больничные
Конечно, у каждой компании своя политика принятия решения о развитии и организации корпоративного спорта. Но для всех главенствующим стимулом является поддержка здоровья сотрудников, как следствие – сокращение больничных.
Физические упражнения — это естественное лечение от тревоги и стресса. Независимо от возраста и спортивной подготовки — заниматься физкультурой полезно всем!
Например, для того чтобы обезопасить организм от гиподинамии (пониженная подвижность), самое простое профилактическое решение – регулярно ходить.
И хотя гиподинамия не является заболеванием и не имеет кодировки в МКБ-10, но она служит фактором риска для развития различных патологий и заболеваний органов.
Коротко: мышцы должны всегда работать. При гиподинамии они не могут поддерживать необходимый уровень силы сокращений. Страдает и наш главный мотор – сердце, которое перестает адекватно перекачивать кровь по организму.
А еще физическая активность поможет быстро наладить режим сна и сбросить лишние килограммы.
Сплачивает коллектив и повышает командный дух
Выше! Сильнее! Быстрее! В здоровом теле – здоровый командный дух.
Совместные занятия спортом и участие в соревнованиях/турнирах/челленджах мотивируют не только регулярно тренироваться, но и достигать спортивных результатов!
Для новичков – это хорошая возможность проявить себя и стать частью коллектива, наладить контакты и узнать лучше коллег из других отделов.
Еще спорт всегда становится главной темой неформальной коммуникации в курилке/поездке/столовой и в любимых рабочих чатах, разбавляя рабочие вопросы и обсуждение дедлайна задач и деталей проекта. Совместное дело сближает и служит дополнительной точкой социального соприкосновения.
Командные виды спорта вырабатывают у участников качества, полезные для работы — умение делегировать полномочия и взаимовыручку.
Повышает узнаваемость
Корпоративные занятия спортом также повышают узнаваемость бренда. Участие в федеральных и массовых соревнованиях — это возможность занять призовое место и получить дополнительный рекламный охват через площадки СМИ и социальные сети. Плюс — общение с другими игроками рынка, спортсмены которых также участвуют в чемпионате.
Поэтому последнее время среди руководителей бизнеса стало популярно приобретение слотов для сотрудников на различные беговые забеги, марафоны и тематические гонки (Гонка Героев, Ironman), которые масштабно проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Сочи.
Общение сотрудников и руководства на равных
Но нельзя не признать, что такой корпоративный досуг — это еще и время неформального общения сотрудников и руководства, как важная часть эффективного рабочего процесса и внутренних коммуникаций. Это лучшая возможность выстроить доверительные отношения. Она позволяет каждому члену почувствовать, что в любой момент он может озвучить во время проведения планерки свои идеи, поделиться мнением или попросить совета. Это добавляет мотивации!
А если дело касается игры в шахматы, то здесь можно продемонстрировать руководству свои умственные способности.
Почему бизнес всё больше заботится о благополучии сотрудников и при чём тут корпоративный спорт?
Сегодня в современном мире уделяется повышенное внимание благополучию сотрудников — это основной бизнес-навык, который помогает добиться высокой производительности и снизить текучку ценных кадров.
Wellbeing-инициативы играют на руку руководителям. И ежегодно позволяют работодателям экономить выплаты по больничным листам, как мы уже разбирали этот вопрос выше.
Часто HR на рынке РФ включают в программу благополучия услуги психологов, коучей, тренеров по личностному росту, консультантов по питанию, медицинские обследования (скрининги здоровья), форумы по стресс-менеджменту. При этом спорт — остается одним из самых эффективных и желанных форматов wellbeing. Касается это и зимних видов спорта и летних.
Главенствующую роль спорта в жизни каждого человека отмечает и президент Владимир Путин: «Наша задача — вовлечь в систематические занятия спортом к 2030 году 70% российских граждан, то есть сделать спорт нормой жизни для 93 млн человек, причем всех возрастов и групп здоровья». На спортивные достижения и победы лидер страны вдохновляет собственным примером.
Поэтому корпоративный спорт — это вклад в будущее страны.
Хорошо ли развиты корпоративный спорт и забота о здоровье сотрудников в российских компаниях?
Сейчас в сегменте корпоративного спорта доминируют госкорпорации. На федеральных марафонах чаще можно заметить команды «Сбербанка», «Газпрома», «Московской биржи», «РЖД», «Ростеха», «Северсталь», «ПСБ», «Вконтакте», «Норникель» и десятки других крупных корпораций.
Например, по открытым данным «РЖД» в их структурных подразделениях создано свыше 560 клубов, где занимаются более 25 тыс. человек. А в массовых спортивных дисциплинах и соревнованиях различного уровня ежегодно принимает участие около 200 тыс. работников железных дорог.
Набирает обороты федеральный проект «Спорт –— норма жизни» национального проекта «Демография». Его задача — повысить качество жизни через физическую активность и массовый спорт.
Чтобы выполнить главные задачи федерального проекта и организовать корпоративный спорт, госкомпаниям и отечественным бизнес-структурам необходимо создавать условия для занятий спортом.
Наиболее масштабно в корпоративном спорте представлены заводы и промышленные предприятия.
Крупнейшие компании-лидеры тратят сотни миллионов рублей на формирование и поддержание профессиональных команд в Федерации футбола, хоккея, баскетбола.
По данным «Руспортинга», почти 70% российских компаний со штатом более 50 человек содержат команду в одном виде спорта, как правило, мини-футболе. У 80% средних компаний — 3—4 команды в нескольких дисциплинах: футболе, волейболе, баскетболе, настольном теннисе и др.
Гиганты, вроде «Газпрома», Сбербанка и «Росатома» не только содержат команды, но и устраивают внутренние корпоративные спартакиады, проводят Лиги и открывают спортивные школы.
Техногиганты вроде «Яндекса» и «Лаборатории Касперского» открывают спортивные залы прямо в офисе.
Кстати, понятие «корпоративный спорт» официально закреплено в государственном законодательстве: соответствующие последние изменения в закон «О физкультуре и спорте» подписал президент РФ.
Задачка со звездочкой: почему не удаётся выстроить корпоративный спорт так, чтобы он работал на достижение целей бизнеса?
Когда спорт в компании неудобен для сотрудников:
Корпоративный фитнес — сугубо личное дело каждого сотрудника, который ставит себе индивидуальные цели. И взаимная любовь должна возникнуть на добровольном интересе.
Поэтому задача рекрутера или руководителя разнообразить спортивную жизни внутри коллектива, чтобы заинтересовать каждого члена, а результаты приносили пользу и удовольствие всем.
Возможность заниматься любимым видом спорта играет большую роль в степени вовлечения сотрудников. Для кого-то важно заниматься активными направлениями в спорте и участвовать в командных забегах, для кого-то — медитативными или танцевальными, кто-то предпочитает интеллектуальный спорт или кибер, а некоторые — пешие прогулки. Все это повышает настроение внутри офиса.
Отличный выбор — найти золотую середину. И, конечно, сделать удобный график для совместных тренировок или турниров.
Дополнительные сложности для HR:
Одна из сложностей в организации корпоративного спорта — это филиалы и офисы в разных городах и с разным часовым поясом.
И если раньше, рекрутеры разбивали команды на регионы, то теперь при помощи цифровых достижений, сотрудников из разных городов можно просто объединить в одну команду.
При этом HR еще важно сохранять баланс с рабочими процессами. К примеру, менеджеры авиакомпании «Россия» и S7 выстраивают график полетов своих пилотов так, чтобы сотрудники не пропустили корпоративные матчи по волейболу.
Спойлер: при грамотном управлении и распределении обязанностей все возможно.
Вторая сложность — бюджет. Но и здесь можно найти выход. Иногда ежемесячные (или даже ежегодные) вложения в спортивную жизнь сопоставимы с проведением новогоднего корпоратива и других праздников, а эффект от такого вида тимбилдинга выше и долгосрочнее. Спорт — это инвестиции.
При этом можно выбрать бюджетный вариант для спортивного корпоративного досуга. Например, организовать челлендж по шагам с минимальными затратами для фирмы.
И конечно, важно учитывать два фактора. Первый территориальный — в южных регионах популярен футбол, в северных — хоккей и лыжные гонки. Второй — возраст сотрудников. Поколение Z все чаще начинает проявлять интерес к фиджитал-спорту — это стык двух пространств: цифрового и реального.
Как развить это направление в организации, если вы руководитель
Для начала вы можете попросить совета у HR и провести опрос среди сотрудников. Так вы сможете оценить информацию, которая уже имеется: сколько работников готовы участвовать в корпоративных активностях, и какие у них есть пожелания.
Составьте и примите для себя наглядный план, в котором будут отражены: цели мероприятия, бюджет, потребности коллектива, количество сотрудников, ответственные лица.
Вы можете купить абонементы в фитнес-клубы, открыть в своей компании корпоративные секции по настольному теннису, футболу, баскетболу и другим видам спорта, организовать тренажерный зал, устроить пеший туристический поход, купить слоты на марафоны. Уверены, что все это будет воспринято положительно!
А еще вы можете обратиться за помощью к экспертам в этой сфере, которые специализируются на проведении соревнований.
Главное — фиксируйте результаты и отмечайте победителей. Делитесь итогами через внутренние ресурсы и каналы, хвалите, поощряйте, инициируйте общение в чатах и группах. Призы, кубки, медали, грамоты, церемония награждения — приятный бонус.
Что делать, если вы сотрудник и хотите, чтобы в вашей организации развивалось это направление
Совет простой — обратиться в отдел кадров и к руководителю с конкретным предложением. Лучше объединиться с коллегами и подать коллективную просьбу.
Какие могут быть минусы и риски?
Единственный риск, с которым можно столкнуться — возможная травмоопасность. Чтобы избежать неприятные ситуации, выбирайте безопасные виды спорта с минимальным экстримом, а также тренировки, подходящие для всех уровней физической подготовки и возрастов.
Что такое «Мой Фитнес»
«Мой Фитнес» — мобильное приложение для сотрудников и личный кабинет для HR, в котором собраны все важные функции для вовлечения сотрудников в корпоративный спорт и события: онлайн-тренировки, социальная сеть, геймификация, база знаний, сообщества по интересам, командные соревнования и аналитика.
Наша аналитика позволяет рекрутерам видеть количество сотрудников, вовлеченных в спорт, автоматически измерять eNPS, определять процент выбранных фитнес-целей сотрудников и процент регулярно выполняющих норму активности.
«Мой Фитнес» представлен в разных регионах страны, активно работает в 100+ фитнес-клубах, используется в крупных государственных компаниях.
Как мы развиваем корпоративный спорт в организациях
Смелые идеи, успешный опыт, эффективные инструменты — у нас есть всё, чтобы поделиться знаниями в области развития массового и корпоративного спорта.
Мы знаем, как объединить отделы/офисы в разных уголках страны при помощи смартфона, и увеличить физическую активность персонала через игровые процессы.
Фитнес-челлендж — это тренд 2024. Мы проводим различные игры с продуманным сеттингом. Например, самый востребованный формат — набрать большее количество шагов в командном соревновании.
А еще мы поможем создать виртуальный магазин (как кафетерий льгот) в нашем приложении, где сотрудники смогут обменивать заработанные в приложении баллы на фирменные подарки, корпоративный мерч и скидки у ваших партнеров.
Примеры: как превратить корпоративный спорт в рабочий инструмент
Одна из функций приложения для корпоративных клиентов — организация витрины наград и магазина мерча.
В нем сотрудники могут обменивать заработанные в приложении баллы на фирменные подарки и скидки у партнеров. Это одна из стимулирующих мотиваций.
Некоторые компании создают специальную спортивную линейку брендированных товаров для своих сотрудников. Так поступили divan.ru и Первая грузовая компания ПГК.
Мерч помогает компании транслировать свои ценности и объединять сотрудников в единое сообщество.